Выехав рано утром (или поздно ночью, х.з. как назвать время старта в 4 утра), мы по-быстрому проскочили трассу Одесса-Киев и к рассвету были за кривым озером.
Добрались к музею в 7 утра. Обнаружили, что музей работает с 10:00, решили позавтракать. Слегка запачкав покрышки в какой-то луже, удобно устроились в тени придорожной посадки. Пока жарился омлет, на нас пытался пикировать местный пилот-камикадзе.
Покурив ещё пол-часа — спаковались и выдвинулись в сторону музея, попутно шокируя местных экскурсоводов, тем кол-вом грязи, которое мы умудрились с собой из этой лужи притащить. 🙂
Экскурсия по музею — около полутора часов. Несколько гидов, у каждого из которых свой «сектор работы» — один отвечает за двигатели и исторические факты, другой — за шахты и ракеты, третий — за подземные коммуникации и оборудование. Все гиды — бывшие вояки данного ракетного полка, производят впечатление грамотных и вежливых. Слушать интересно, хотя военной выправкой всё-таки отдаёт за километр 🙂
Сразу при входе нас встретили ракетные двигатели во всей своей красе:
Среди двигателей и их макетов затесалась древняя ракета Р-12 (8К63), ака SS-4 «Sandal», образца 59-го года:
Исторические факты, сохранившиеся вещи, заметки, образцы пехотного (и не только) оружия:
Карта-схема расположения ракетных комплексов. Всё это хозяйство раскидано на десятки километров друг от друга (дабы одни ударом не накрыли всё и сразу) и соединено ПРОВОДНЫМИ линиями связи, как между собой, так и напрямую с Москвой! Более того, в случае повреждения основной и резервной проводных линий связи, специальные ракеты выводили на орбиту командные спутники и управление всеми ракетами, всех комплексов, могло осуществляться вообще без каких-либо проводов!
Различные мины и прочие ВОП, которые использовались для охраны периметра комплекса (об этом позже) и не только.
Макет 11-го отсека подземного командного пункта, устанавливаемого, как и ракеты, в шахту. Защита от прямого попадания ядерного заряда, мощностью до 2 мегатонн. Полная герметичность и автономность на 45 суток. Регенерация кислорода, пульты управления ракетами, спутниковая связь с другими КП, с возможностью дистанционного перенацеливания и запуска их ракет(!), кондиционеры (!!), микроволновая печь (это всё в 80-х годах прошлого века!!!), неприкосновенный запас из 5 бутылок водки в сейфе (на случай ядерной зимы) и пистолет (если водка закончится, а зима — нет).
Гуляя по надземной части музея, наткнулись на манекен, в костюме радиологической защиты, обнаружили 82мм миномёт, гирокомпас, всеволновый приёмник, дозиметр и ещё кучу разного оборудования:
На этом этапе нас передали другому гиду, который провёл нас во внутренний двор, собственно к ракетам и головным частям оных. Попутно нам прочли лекцию о том, почему в США ракету РС-20 прозвали «Сатана» — 15000км полёта, с одной заправки, даже сегодня — очень хороший показатель, а в 80-х годах — действительно дьявольщиной отдавало. Неуязвимость данной ракеты, к тогдашним средствам ПРО, вселяла панический страх. Ну а изготовить разделяющуюся головную часть из десяти боеголовок (по 0.75 МЕГАтонны каждая!), с точностью попадания 400..500м, мог только Аццкий Сотона, не иначе 🙂
Собственно, она самая — МКБР РС-20В (15А18М), ака SS-18 «SATAN»:
Впоследствии я неоднократно пожалел, что не приобрёл или не одолжил у кого-нибудь дозиметр. Головные части, ракеты и контейнеры, конечно, без ядерных зарядов, но это не макеты — всё настоящее, когда-то стоявшее на вооружении… С учётом того, что я знаю, как солдаты относятся к соблюдению устава (а прапорщикам, так тем вообще — хоть шуруп, но лишь-бы с3.14здить) — старались на долго возле этих железяк не задерживаться. Иди знай, что было с этой ракетой 30 лет назад или какой шуруп из неё скомуниздили, когда в ней ещё было то, от чего мгновенно «склеивают ласты».
Охрана периметра данного стратегического объекта — это ЧТО-ТО!
Первая линия обороны — информационная (сетка-рабица, с табличками «Режимный Объект — Проход запрещён!»).
Вторая — подземные пьезодатчики (срабатывающие на сотрясение или давление), ёмкостные датчики (срабатывающие на приближение) и инфракрасные датчики нарушения периметра (срабатывающие при пересечении невидимого луча). Информация с них поступает на командный пункт дежурному офицеру, с указанием сектора, в котором происходит вторжение и возможностью наблюдения любого сектора в телекамеру!
Третья — минные поля, с противопехотными, противотанковыми и направленными ВОПами. Дежурный офицер, с пульта управления, может выбрать любой сектор и шарахнуть в ту сторону несколько сотен осколков, причём — «в два клика», не вставая с кресла.
Четвёртая — колючая проволока под напряжением. Потенциал на проволоке в мирное время — 800В, в состоянии тревоги — 1300В, во время ведения боевых действий — 3000В. На этом этапе даже у меня начали округляться глаза, но когда показали пятую линию обороны — все выпали в нерастворимый осадок.
Пятая — укреплённый дот, с бронеколпаком, в котором установлены пулемёты КПВТ (14.5мм) и ПКТ (7.62мм), а также запас боеприпасов на ДВОЕ СУТОК НЕПРЕРЫВНОГО ведения огня! Такое впечатление, что эта база предназначена для сдерживания недельной атаки «чужих» или «хищников». Да, вход в дот — через подземный тоннель, с люком и кодовым замком. Изнутри люк не открывается, только снаружи. Ключи меняются каждую смену. Двери отсутствуют, окна зарешёчены, дабы солдаты (в попытках сходить в самоволку) не оставались на проволоке под напряжением. Со слов экскурсовода, самые умные пытались натянуть на себя ОЗК и проползти… увы, не получалось.
Дошли и до Шахтно-Пусковых Установок. Здоровенные конструкции из легированной стали и бетона марки 1500. Мощные гидравлические штанги, пиропатроны для экстренного открытия крышек, непривычные с виду спутниковые антенны и грибки датчиков ядерного взрыва, которые за несколько секунд переводят командный пункт на полностью автономный режим, при обнаружении ядерного удара. Подобные датчики были обнаружены и рядом с шахтами, в которых располагались ракеты. Оказывается, даже в случае, если ВСЕ командные пункты или люди в них будут уничтожены, ракеты (предварительно нацеленные на 27 государств) запустились бы сами, в случае нанесения по нам ядерного удара, зафиксированного данными датчиками. Это даёт ответ на вопрос, почему данные ракетные комплексы называли «Оружием возмездия».
Спустились в подземные лабиринты этого комплекса. Узкие коридоры, здоровенные (залитые свинцом) двери, тусклые лампочки, аккуратно уложенные вдоль стен кабели, телефонная связь… Также обнаружились действующие системы аварийного энергообеспечения, запасы воздуха, очистные станции для воздуха и воды, а также лифт на самое дно шахты. Всё сделано ещё в 70-х годах прошлого века, но до сих пор исправно работает. Нам даже была продемонстрирована работоспособность некоторых систем.
На дно шахты мы спускаться не стали. Мне почему-то подумалось, что без дозиметра там делать нечего. Да и за спуск на лифте в эту дыру захотели содрать по 30грн с носа сверху. Подумали и решили что не стоит… Погуляли ещё по территории, сфотографировались у МАЗов-транпортировщиков и МАЗов-установщиков ракет, а также у разной бронетехники, которая к РВСН отношения не имеет, но тем не менее стоит здесь. Витя пытался спереть у танка буксировочный трос с мега-шаклом 🙂
Солнце вылезло в зенит и начинало не по детски припекать. Оставив попытки «погнуть танку хобот» и «найти в баке УРАЛа лишнее топливо», мы погрузились в раскалённые машины и выдвинулись. Сначала — по асфальту, в сторону Первомайска, а затем, уже грунтами и чигирями — в сторону нашей первой стоянки на берегу р.Южный Буг. Впечатлений, для первого дня, хватало в избытке.
Почти все фотографии из музея сложены в этой галерее.
Продолжение следует…
Супер